Эмоции считаются составляющим компонентом психологического состояния личности. Их проявление в отношении других людей называется эмпатией. Являясь высокоразвитым, данное качество помогает с легкостью налаживать взаимоотношения с окружающими, поддерживать их. Эмпатия — это способность человека сопереживать тому, что чувствует другой.
Считается, что это качество передается вместе с генами, оно не связано с рациональным или логическим компонентами. Способность понимания эмоций другого человека появляется сама по себе, временами даже против воли человека. Это не связано с его интеллектом. Так что процесс развития эмпатии у детей школьного возраста не зависит от их оценок в школе.
Той или иной мерой способность к восприятию эмоционального состояния постороннего субъекта считается профессионально необходимым свойством для всех, кто работает с людьми непосредственным образом. Это такие профессии, как продавцы, врачи, чиновники и учителя, психологи и прочие. Если привести пример, то это выглядит следующим образом: имея способность к сопереживанию, когда собеседник эмпата начнет плакать, у него также появятся слезы.
Если он будет сочувствовать, то непременно искренне пожалеет собеседника, выразив при этом и свои собственные эмоции. Если это будет содействие, то он пытается разобраться вместе с человеком в его ситуации. Столь специфическая особенность людской психики, как склонность к эмпатии – это способность человека ощущать то, что переживают другие. В этом есть свои достоинства, но имеются и недостатки.
Счастливый ребенок
Вырастить, правильно воспитать человека, сделать его гармоничной и развитой личностью — это вполне нормальное желание, стремление современных родителей. И потому развитие эмпатии у детей школьного возраста крайне важно. Сегодня психологами и педагогами, а также родителями уделяется огромное внимание тому, чтобы в детях развивались гуманистические, то есть человеческие качества. Если это будет в ребёнке, то останется и во взрослом. Ш.А. Амонашвили твердил, что «не любя ребёнка, нельзя воспитать в человеке гуманную душу». Ребёнок будет счастлив, если станет ощущать искреннюю, нежную и бескорыстную любовь к себе.
Современный учебно-воспитательный процесс, а значит и внимание учителей направленно именно на развитие таких качеств, как творческое воображение и мышление, логика и память. И, конечно, поддерживается и поощряется познавательный интерес, а это крайне важно. При этом, взрослые почему-то забывают о чувстве эмпатии у детей. Нужно развивать в них способность к восприятию внутреннего мира другого человека, умения посочувствовать ему, если тот окажется в сложной жизненной ситуации. Эмпатия позволяет правильно себе представлять, что именно происходит в сердце и в голове у другого человека, каковы его переживания и чувства, каким образом он оценивает события.